| 
                     
                 
 
 
 10.11.2008
 
 
 
 
    
 
				
                    Илья Ильф и Евгений Петров. Золотой теленок
 ОТ АВТОРОВ
 
 Обычно  по  поводу  нашего  обобществленного литературного
 хозяйства к нам обращаются с  вопросами  вполне  законными,  но
 весьма однообразными: "Как это вы пишете вдвоем? "
 Сначала   мы   отвечали   подробно,  вдавались  в  детали,
 рассказывали даже о  крупной  ссоре,  возникшей  по  следующему
 поводу:  убить  ли героя романа "12 стульев" Остапа Бендера или
 оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя
 решилась жребием. В сахарницу были  положены  две  бумажки,  на
 одной  из  которых  дрожащей  рукой  был  изображен череп и две
 куриные  косточки.  Вынулся  череп-и  через  полчаса   великого
 комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой.
 Потом  мы  стали  отвечать  менее подробно. О ссоре уже не
 рассказывали.  Еще  потом  перестали  вдаваться  в  детали.  И,
 наконец, отвечали совсем уже без воодушевления:
 -- Как  мы пишем вдвоем? Да-так и пишем вдвоем. Как братья
 Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет  рукопись,
 чтобы  не  украли  знакомые. И вдруг единообразие вопросов было
 нарушено.
 -- Скажите, -- спросил  нас  некий  строгий  гражданин  из
 числа тех, что признали советскую власть несколько позже Англии
 и  чуть  раньше Греции, - скажите, почему вы пишете смешно? Что
 за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?
 После этого он долго и сердито  убеждал  нас  в  том,  что
 сейчас смех вреден.
 -- Смеяться  грешно? - говорил он. -- Да, смеяться нельзя!
 И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту новую жизнь,  эти  сдвиги,
 мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!
 -- Но  ведь  мы  не просто смеемся, - возражали мы. - Наша
 цель-сатира  именно  на  тех   людей,   которые   не   понимают
 реконструктивного периода.
 -- Сатира  не может быть смешной, - сказал строгий товарищ
 и, подхватив под руку какого-то  кустарябаптиста,  которого  он
 принял  за  стопроцентного  пролетария,  повел  его  к  себе на
 квартиру.
 Повел  описывать  скучными  словами,  повел  вставлять   в
 шеститомный роман под названием: "А паразиты никогда! "
 Все  рассказанное-не  выдумка.  Выдумать  можно  было бы и
 посмешнее.
 Дайте такому гражданину-аллилуйщику волю,  и  он  даже  на
 мужчин  наденет  паранджу,  а  сам с утра будет играть на трубе
 гимны и псалмы, считая, что именно таким образом надо  помогать
 строительству социализма.
 И  все  время,  покуда мы сочиняли "Золотого теленка", над
 нами реял лик строгого гражданина.
 -- А вдруг эта глава выйдет смешной?  Что  скажет  строгий
 гражданин?
 И в конце концов мы постановили:
 а) роман написать по возможности веселый,
 б)  буде  строгий  гражданин  снова  заявит, что сатира не
 должна быть смешной, - просить  прокурора  республики  привлечь
 помянутого  гражданина  к  уголовной ответственности по статье,
 карающей за головотяпство со взломом.
 И. ИЛЬФ. Е. ПЕТРОВ
 
 * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭКИПАЖ АНТИЛОПЫ *
 
 Переходя улицу,
 оглянись по сторонам
 (Правило уличного движения)
 
 
 ГЛАВА I. О ТОМ, КАК ПАНИКОВСКИЙ НАРУШИЛ КОНВЕНЦИЮ
 
 
 
 Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют  большую  часть
 человечества. Мало того-лучшую его часть. Пешеходы создали мир.
 Это  они построили города, возвели многоэтажные здания, провели
 канализацию  и  водопровод,  замостили  улицы  и  осветили   их
 электрическими  лампами.  Это  они  распространили  культуру по
 всему   свету,   изобрели   книгопечатание,   выдумали   порох,
 перебросили   мосты   через   реки,   расшифровали   египетские
 иероглифы, ввели в употребление безопасную  бритву,  уничтожили
 торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить
 сто четырнадцать вкусных питательных блюд.
 И  когда  все  было  готово,  когда родная планета приняла
 сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
 Надо  заметить,  что   автомобиль   тоже   был   изобретен
 пешеходами.  Но  автомобилисты  об  этом  как-то  сразу забыли.
 Кротких  и  умных  пешеходов  стали  давить.  Улицы,  созданные
 пешеходами,  перешли  во  власть автомобилистов. Мостовые стали
 вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли.  И
 пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.
 -- В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для
 них ввели  некое  транспортное  гетто.  Им разрешают переходить
 улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах,  где
 движение  сильнее  всего и где волосок, на котором обычно висит
 жизнь пешехода, легче всего оборвать.
 В   нашей   обширной   стране   обыкновенный   автомобиль,
 предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей
 и  грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда.
 Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей.
 Если пешеходу иной раз удается  выпорхнуть  из-под  серебряного
 носа  машины  --  его  штрафует  милиция  за  нарушение  правил
 уличного катехизиса.
 И  вообще  авторитет  пешеходов  сильно  пошатнулся.  Они,
 давшие  миру  таких  замечательных  людей,  как Гораций, Бойль,
 Мариотт, Лобачевский, Гутенберг  и  Анатоль  Франс,  принуждены
 теперь  кривляться самым пошлым образом, чтобы только напомнить
 о своем существовании. Боже, боже, которого в сущности нет,  до
 чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!
 Вот идет он из Владивостока в Москву по сибирскому тракту,
 держа   в   одной   руке  знамя  с  надписью:  "Перестроим  быт
 текстильщиков", и перекинув через плечо палку, на конце которой
 болтаются резервные сандалии "Дядя Ваня" и жестяной чайник  без
 крышки.  Это  советский пешеход-физкультурник, который вышел из
 Владивостока юношей и на склоне лет у самых ворот Москвы  будет
 задавлен  тяжелым  автокаром,  номер  которого  так и не успеют
 заметить.
 Или другой, европейский могикан пешеходного  движения.  Он
 идет  пешком  вокруг  света,  катя перед собой бочку. Он охотно
 пошел бы так, без бочки; но тогда  никто  не  заметит,  что  он
 действительно  пешеход  дальнего  следования,  и  про  него  не
 напишут в газетах. Приходится всю  жизнь  толкать  перед  собой
 проклятую  тару, на которой к тому же (позор, позор! ) выведена
 большая желтая надпись, восхваляющая  непревзойденные  качества
 автомобильного масла "Грезы шофера". Так деградировал пешеход.
 И  только в маленьких русских городах пешехода еще уважают
 и любят. Там он еще является хозяином улиц,  беззаботно  бродит
 по  мостовой и пересекает ее самым замысловатым образом в любом
 направлении.
 Гражданин в фуражке с белым верхом, какую по большей части
 носят администраторы летних  садов  и  конферансье,  несомненно
 принадлежал  к большей и лучшей части человечества. Он двигался
 по  улицам   города   Арбатова   пешком,   со   снисходительным
 любопытством  озираясь  по сторонам. В руке он держал небольшой
 акушерский саквояж. Город, видимо, ничем не поразил пешехода  в
 артистической фуражке.
 Он   увидел   десятка   полтора   голубых,   резедовых   и
 бело-розовых  звонниц;   бросилось   ему   в   глаза   облезлое
 американское   золото   церковных   куполов.  Флаг  трещал  над
 официальным зданием.
 У белых башенных ворот провинциального кремля две  суровые
 старухи  разговаривали  по-французски,  жаловались на советскую
 власть и вспоминали  любимых  дочерей.  Из  церковного  подвала
 несло  холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно,
 хранился картофель.
 -- Храм спаса на картошке, - негромко сказал пешеход.
 Пройдя под фанерной аркой со свежим известковым  лозунгом:
 "Привет 5-й окружной конференции женщин и девушек", он очутился
 у   начала   длинной  аллеи,  именовавшейся  Бульваром  Молодых
 Дарований.
 -- Нет,  --  сказал   он   с   огорчением,   --   это   не
 Рио-деЖанейро, это гораздо хуже.
 Почти  на  всех  скамьях Бульвара Молодых Дарований сидели
 одинокие девицы с раскрытыми книжками  в  руках.  Дырявые  тени
 падали на страницы книг, на голые локти, на трогательные челки.
 
 |