| 
                  
                 
                     
                 
                
                
  
                 
                 
                10.11.2008 
                
  
                
    
 
                
                
				
                    Иван Бунин. Жизнь Арсеньева
  Юность
 
          "КНИГА ПЕРВАЯ"
          "I"
       "Вещи и дела,  аще  не  написанiи  бываютъ,  тмою  покрываются и  гробу безпамятства предаются, написавшiи же яко одушевленiи ..."      Я родился полвека тому назад, в средней России,  в деревне, в отцовской усадьбе.      У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился. Если бы не сказали, я  бы теперь и понятия не имел о своем  возрасте, -- тем более, что я еще совсем не ощущаю его бремени, -- и, значит,  был  бы избавлен от  мысли,  что мне будто бы полагается лет  через десять или двадцать умереть. А родись я и живи на необитаемом  острове, я бы даже и о самом  существовании смерти не подозревал. "Вот было бы счастье  !" -- хочется прибавить мне. Но кто  знает? Может быть, великое несчастье. Да и правда  ли,  что  не подозревал бы? Не рождаемся ли  мы с чувством смерти? А если нет, если бы не подозревал, любил ли бы я жизнь так, как люблю и любил?      О роде  Арсеньевых, о его происхождении мне почти ничего  не  известно. Что  мы вообще знаем! Я  знаю только то, что в Гербовнике род наш  отнесен к тем,  "происхождение  коих теряется  во  мраке  времен".  Знаю, что  род наш "знатный, хотя и захудалый" и что я всю {8} жизнь чувствовал эту  знатность, гордясь и радуясь, что я не из тех, у кого  нет ни рода, ни племени. В Духов день призывает Церковь за литургией "сотворить память всем от века умершим". Она возносит в этот день прекрасную и полную глубокого смысла молитву:      -- Вси рабы Твоя,  Боже,  упокой во дворех Твоих и в недрех Авраама, -- от  Адама даже до  днесь послужившая Тебе чисто отцы и  братiи наши, други и сродники!      Разве случайно сказано здесь о служении? И разве не радость чувствовать свою связь,  соучастие "с отцы  и  братiи наши, други и  сродники",  некогда совершавшими  это  служение? Исповедовали наши древнейшие пращуры учение  "о чистом,  непрерывном  пути  Отца  всякой  жизни",  переходящего от  смертных родителей к смертным чадам  их --  жизнью бессмертной, "непрерывной", веру в то,  что это  волей Агни  заповедано  блюсти  чистоту, непрерывность  крови, породы, дабы не был "осквернен", то есть прерван этот "путь", и что с каждым рождением  должна  все более  очищаться кровь рождающихся  и  возрастать  их родство, близость с ним, единым Отцом всего сущего.      Среди моих  предков  было, верно,  не  мало  и  дурных. Но  все  же  из поколения в поколение наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во  всем своего благородства. И как передать те чувства, с которыми я  смотрю порой  на  наш родовой  герб? Рыцарские доспехи, латы и шлем с страусовыми перьями. Под ними щит. И на лазурном поле его, в середине -- перстень, эмблема верности и вечности, к которому сходятся сверху и снизу своими остриями три рапиры с крестами-рукоятками.      В стране, заменившей мне родину, много есть городов, подобных тому, что дал  мне  приют,  некогда  {9}  славных,   а  теперь  заглохших,  бедных,  в повседневности живущих  мелкой жизнью. Все же над этой жизнью всегда -- и не даром -- царит какая-нибудь серая башня времен  крестоносцев, громада собора с бесценным порталом, века  охраняемым  стражей  святых изваяний, и петух на кресте, в небесах, высокий Господний глашатай, зовущий к небесному Граду.
 
          "II"
       Самое   первое  воспоминание   мое  есть  нечто  ничтожное,  вызывающее недоумение. Я  помню большую, освещенную предъосенним  солнцем комнату,  его сухой блеск над косогором,  видным  в окно, на юг... Только  и всего, только одно  мгновенье! Почему именно  в этот день и час, именно в эту минуту и  по такому пустому поводу впервые в жизни вспыхнуло мое сознание столь ярко, что уже явилась возможность действия  памяти? И  почему  тотчас  же после  этого снова надолго погасло оно?      Младенчество свое я вспоминаю с печалью.  Каждое младенчество печально: скуден  тихий мир, в котором грезит жизнью еще  не совсем  пробудившаяся для жизни,  всем и всему еще  чуждая, робкая и нежная  душа. Золотое, счастливое время! Нет, это время несчастное, болезненно-чувствительное, жалкое.      Может быть, мое младенчество  было  печальным в  силу некоторых частных условий? В самом деле, вот хотя бы то, что рос я в  великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой  безграничное снежное  море, летом -- море хлебов, трав и цветов... И вечная  тишина этих полей, их  загадочное молчание... Но грустит ли  в тишине, в  глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? Нет,  они  ни  о чем  не спрашивают,  ничему не  дивятся, не  чувствуют  той сокровенной   души,  которая  всегда  чудится   человеческой  душе  в  мире, окружающем ее, не  знают ни  зова пространств,  ни  бега времени. А я  уже и тогда  знал все  это. Глубина неба,  даль полей говорили мне  о чем-то ином, {11}  как  бы существующем помимо  их, вызывали  мечту  и тоску о чем-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему ...      Где были люди в это  время? Поместье  наше называлось хутором, -- хутор Каменка, --  главным  имением  нашим считалось  задонское,  куда отец уезжал часто и надолго, а на хуторе хозяйство было небольшое, дворня малочисленная. Но все же люди были, какая-то жизнь все же шла. Были  собаки,  лошади, овцы, коровы, работники,  были кучер, староста, стряпухи, скотницы, няньки, мать и отец, гимназисты братья, сестра Оля, еще качавшаяся в люльке ...      Почему же остались в моей памяти только минуты полного одиночества? Вот вечереет летний день. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор  в тени, а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зеленой холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в  чьи-то дивные  и родные глаза, в  отчее лоно  свое.  Плывет  и,  круглясь,  медленно меняет очертания,  тает в  этой вогнутой  синей бездне высокое,  высокое белое облако ... Ах, какая  томящая красота! Сесть бы  на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в  поднебесном  просторе,  в   близости  с  Богом  и  белокрылыми  ангелами, обитающими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой,  в поле. Вечер как будто все тот же -- только тут еще блещет низкое солнце  -- и все так же одинок я в мире. Вокруг меня, куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склоненных стеблей, -- затаенная  жизнь перепелов. Сейчас они  еще  молчат  да и  все молчит,  только  порой загудит, угрюмо  зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. Я освобождаю его и с жадностью, с  удивленьем  разглядываю:  что это  такое, кто он, этот рыжий жук,  где он живет, куда и  зачем  летел, что он думает и чувствует? Он сердит, серьезен: возится в пальцах, шуршит жесткими {12} надкрыльями, из-под которых выпущено что-то тончайшее,  палевое, --  и вдруг щитки  этих  надкрылий  разделяются, раскрываются,  палевое  тоже  распускается,  --  и  как  изящно!  --  и  жук подымается в воздух,  гудя уже с  удовольствием, с облегчением,  и  навсегда покидает меня, теряется  в небе, обогащая  меня новым чувством:  оставляя во мне грусть разлуки...      А не  то  вижу я  себя в  доме  и  опять  в  летний  вечер  и  опять  в одиночестве. Солнце  скрылось  за притихший сад, покинуло пустой зал, пустую гостиную,  где оно радостно блистало весь  день: теперь только последний луч одиноко  краснеет в углу на паркете,  меж высоких ножек какого-то старинного столика, -- и, Боже, как мучительна его  безмолвная  и печальная прелесть! А поздним вечером,  когда  сад уже  чернел за  окнами  всей своей таинственной ночной чернотой, а я лежал  в темной  спальне в своей  детской кроватке, все глядела на меня  в окно, с высоты, какая-то тихая звезда... Что надо было ей от меня? Что она мне без слов говорила, куда звала, о чем напоминала?
 
          "III"
       Детство  стало понемногу  связывать  меня с  жизнью, -- теперь  в  моей памяти  уже  мелькают  некоторые  лица,  некоторые картины  усадебного быта, некоторые события...      Из этих событий на первом  месте стоит  мое первое в жизни путешествие, 
                
			 
             |